Чăваш халăх канашлăвĕ. Чăваш чĕлхи. Халăх историйĕ. Пултарулăхĕ
Forum index Chuvash site Search Members Help
Чăваш халăх канашлăвĕ
 

» Добро пожаловать, Гость
[ Вход :: Регистрация ]

 

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]

reply to topic new topic new poll
Тема: Имелпуç / Малое Русаково, история яла не крещенных чуваш< Предыдущая тема | Следующая тема >
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 10 мая 2006, 01:08  Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
На подкастинг закачиваю интервью с т. Валей и т. Ритой. Они двоюродные сестры моего отца. Мой азатте и их анне – родные брат и сестра.
т. Валя и т. Рита выросли в Имелпуç – татаро-чувашском яле в Кайбицком районе Татарстана. Кайбицкий район – правобережный и граничит с Чувашией.
По словам т. Вали Имелпуç (Малое Русаково) в сер. 19 в. было полностью чувашским селом, как и соседнее татарское село – Большое Русаково (Урсак).

т. Валя говорит про ичиги у татарок.
QUOTE
ИЧИГИ (тюрк.), мужские и женские высокие сапоги из мягкой кожи; распространены у татар, башкир, народов Ср. Азии, Сев. Кавказа и др.
Энциклопедия КМ 2005

QUOTE
13 сентября 1832 года у "отставного рядового" Ибнамина Галеева и его жены Хуснульхаят родился сын Мухаметзян. Как это было принято в то время, мальчик быстро вышел из-под опеки родителей. Проучившись несколько лет в приходском медресе, он начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Родители отдали его в ученики к известному в казанском крае торговцу Мустафе Файзуллину. Этот купец, интересно отметить, занимался прибыльным и на ту пору малоизвестным в Поволжье делом. Еще в конце XVIII века он приобрел на Оренбургской ярмарке несколько образцов произведенной в Бухаре азиатской обуви - узорных сапожков и туфель, а по возвращении в Казань, убедившись, что новинка пришлась покупателям по вкусу, наладил ее массовое производство. Для этого Мустафа бай нанял в городе и окрестных деревнях лучших кожевенников и десятки искусных швей-мастериц, которые и начали изготавливать мягкие, удобные, покрытые изящным узорочьем ичиги. Мухаметзян Галеев, переселившийся в д.Чувашлы Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ), по всей видимости, выполнял роль торгового агента у Файзуллина, собирая уже готовую продукцию в селах Заказанья и обеспечивая работников сырьем

http://tatarica.yuldash.com/biography/article203/comment184

Литература по Кайбицкому району РТ:

Викторин В.М. Ранний монотеизм в аграрном "языческом" ритуале татаро-чувашского межэтнического пограничья
QUOTE
Татарским языком здесь хорошо владеют многие чуваши, а татары-кряшены понимают чувашскую речь. И, по принципу родного языка, этноним "татары" (в отличие от части кряшен в левобережье и многих "низовых" нагайбаков Южноуралья) здесь прилагают к себе практически все (независимо от трёх вероисповеданий), и какой-либо политизации в самосознании здешних татароязычных жителей не наблюдается.
Для татар-православных, составляющих до 15% населения указанного района, автором предложено название "кайбúцкие кряшены" (ранее, в литературе, "молькеевские", или "подберёзинские"). Но следует учитывать, что субэтноним "кайбúцкие кряшены" конфессионально двусоставной. Местный кряшенский диалект и фольклор характерны и для кряшен, сложившихся в православной традиции и для т. н. "некрещёных кряшен" ("чукынмаган корэшеннэр"). Это до 200 чел. в с. Ст. Тябердино (Иске-Тярбит) с выселкой с. Камылово Кайбицкого р-на.
В этноконфессиональном отношении дуалистично и соседнее население, чуваши-анатри. Помимо православных и вместе с ними, в 7-и приграничных сёлах здесь проживают 5-6 тыс. чел., тоже именуемых и именующихся "некрещёными" ("тĕнĕ кемен").
Более того, возник особый подтип верований в близлежащих (до 20-и км) и по традиции "взаимобрачных" чувашском с. Байбахтино (иначе – Трёх-Изба, Виш-Пюрт) Комсомольского р-на Чувашии и сс. Ст. Тябердино и Камылово.

http://www.evrazia.org/modules....id=2596

Мой азатте (дер. Тенеево Янтиковского р-на ЧР) в своем интервью http://igruk.russianpodcasting.ru/ называл и Тябердино, перечисляя список взаимобрачных чувашских деревень...


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 10 мая 2006, 01:54 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Второй раз уже оборвалась закачка первой части интервью... "Неужели в самом деле все сгорели карусели" :)

Неужели есть ограничения на количество подкастов на русподкастинге? Если теперь и вторая часть не закачается, то надо подумать о создании чувашского подкаст-сервиса. Может быть можно купить скрипт у владельцев подкаст сайтов? Купить можно все... Но как собрать деньги?


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 10 мая 2006, 19:41 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Когда слушаешь интервью с т. Валей Imelpuş istori_Valja appa pană intervju, то возникает ощущение, что в Илмелпуç существовала конкуренция между женской чувашской и татарской модой :)

Может быть, в самом деле, для женщин имеют большое значение все эти кожаные сапожки (ичиги), золотые сережки, узорчатые платки...
Что могли противопоставить чувашские женщины татарской моде? Насколько конкурентоспособной была женская чувашская мода по сравнению с татарской и русской?


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 10 мая 2006, 21:23 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Если ичиги у татарок появились в 19 в., то когда появились цветастые платки? Когда женщины в Поволжье стали носить золотые сережки? Кто ввел их в моду? Скорее всего, сережки переняли у русских женщин из высшего класса... Не верится, чтобы в 17-18 вв. у татарок были золотые сережки.
Когда чувашские женщины стали носить сережки?

Сейчас здесь у нас в селе и в Казани некоторые женщины-татарки-мусульманки, чтобы подчеркнуть свою этничность-религиозность (свой гендерный тип :) ), носят белые платки и только белые. Цветастые платки не носят. Ичиги я тоже видел только у певцов/артистов на сцене. В обычной жизни все татары обходятся обычной обувью.

А если попробовать запустить в онлайне проект, связанный с созданием моделей чувашской одежды (новую моду на каждый сезон :) )?

Потребуются свои кутюрье... У меня была знакомая чувашка Ольга из Яльчикского района, которая училась на факультете легкой промышленности в Казани. Её дипломной работой было женское платье, в котором использовались элементы чувашской вышивки. Получилось очень красиво... Таня из Янтиковского района, которая училась на этом же факультете сшила татарские мужские рубашки :) Я её спросил, неужели сами татарки не могут шить подобные рубашки? Зачем чувашке потребовалось лезть в татмоду? Ничего вразумительного она ответить не смогла (не захотела)...
Кстати в фирме «Туран» в Казани, которая шьет татарские национальные вещи (подушки, одежду) главной модельершей является русская. Так мне говорила сама хозяйка этой фирмы.

КУТЮРЬЕ (франц. couturiere — портниха от couture — шитье, сшивание), художник-модельер одежды. Первым кутюрье в мире моды признан Ч. Ф. Ворт.
ВОРТ (Worth) Чарлз Фредерик (1825-95), первый кутюрье, основатель ведущей во 2-й пол. 19 в. фирмы мод в Париже, названной его именем. Ворт родился в Англии, во Франции с 1845. В 1857 в Париже совместно со шведом Бабергом (вскоре отошел от дел) Ворт основал свою фирму, где впервые модели одежды создавались не на заказчицу, а на манекенщицу (первой манекенщицей была его жена). Модели Ворта пользовались популярностью во всем мире и неоднократно отмечались медалями на международных выставках (ввел в моду кринолины и турнюры). Его дело с 1890 продолжили сыновья Гастон и Жан Филипп, однако, выдержать конкуренцию с новыми творцами моды не смогли. В 1954 имя Ворта купила одна из английских фирм.
Энциклопедия КМ 2005


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 10 мая 2006, 22:12 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
В деревне Чĕркĕн женщины никогда не наденут русские кокошники. В 80-е гг. на свадьбах женщины еще одевали чувашские наряды с хушпу, но теперь, видимо, платья уже постарели, а новые никто не шьет. Все обходятся глобализаторскими :) платьями.

Хотя... Несколько лет назад в Чĕркĕн свадьба моего троюродного брата Сергея велась на татарском языке. Свадьбу вел чăваш д. Алик. Он работает врачом в Апастовской районной больнице и прекрасно владеет татарским, т.к. он лечит больных-татар (наш район татарский). Если сегодня доделаю DVD парнеле, то завтра попробую сходить к д. Алику и продемонстрировать диск.
За мной и так уже среди родни с отцовской стороны, после юбилея д. Толи, закрепился ярлык УЖАСного чувашского националиста :D (если заметили, то в своем интервью мой д. Толя называет меня националистом), теперь и в Апастово меня будут считать чувашским националистом :D
(интересно, а кем меня считают в Чĕркĕн?)

Свадьбу д. Алик ввел на татарском языке видимо, потому что все чуваши в Чĕркĕн знают татарский, а со стороны невесты было и несколько татар (они все были из Казани и русский язык знали лучше чем татарский). Невеста Сергея была казанской. У неё отец - чăваш из Имелпуç (чувашский язык этот любитель горькой, кажется, забыл), а мать – татарка.

Один татарин из Казани все тосты за демократию в России поднимал :) (при этом говорил только на русском языке), а затем блеванул прямо в доме и несколько капель даже мой костюм испачкали.


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
edem Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3246
Дата регистрации:
15.ноября.2005
PostIcon Отправлено: 15 мая 2006, 14:25 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

(Igruk @ 10 мая 2006, 22:12)
QUOTE
Цитата (Igruk @ 10 мая 2006, 19:41)
Мне было смешно, когда во время юбилея д. Толи, его родные сестры-чувашки одели русские кокошники и исполнили песню на русском языке

В деревне Чĕркĕн женщины никогда не наденут русские кокошники. В 80-е гг. на свадьбах женщины еще одевали чувашские наряды с хушпу, но теперь, видимо, платья уже постарели, а новые никто не шьет. Все обходятся глобализаторскими :) платьями.

Хотя... Несколько лет назад в Чĕркĕн свадьба моего троюродного брата Сергея велась на татарском языке. Свадьбу вел чăваш д. Алик. Он работает врачом в Апастовской районной больнице и прекрасно владеет татарским, т.к. он лечит больных-татар (наш район татарский). Если сегодня доделаю DVD парнеле, то завтра попробую сходить к д. Алику и продемонстрировать диск.
За мной и так уже среди родни с отцовской стороны, после юбилея д. Толи, закрепился ярлык УЖАСного чувашского националиста :D (если заметили, то в своем интервью мой д. Толя называет меня националистом), теперь и в Апастово меня будут считать чувашским националистом :D
(интересно, а кем меня считают в Чĕркĕн?)

Свадьбу д. Алик ввел на татарском языке видимо, потому что все чуваши в Чĕркĕн знают татарский, а со стороны невесты было и несколько татар (они все были из Казани и русский язык знали лучше чем татарский). Невеста Сергея была казанской. У неё отец - чăваш из Имелпуç (чувашский язык этот любитель горькой, кажется, забыл), а мать – татарка.

Один татарин из Казани все тосты за демократию в России поднимал :) (при этом говорил только на русском языке), а затем блеванул прямо в доме и несколько капель даже мой костюм испачкали.

Вот такая Российская демократическая, безкокошенная чувашская свадьба на татарском языке с присутствием чувашских "националистов" под игидой обрусевшей Казани с блевальным эффектом в области костюма :(
Offline
Profile CONTACT 
Алатар Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 11320
Дата регистрации:
15.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 15 мая 2006, 17:32 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Да-а-а-а, Дорошевич плачет...
А с другой стороны - это как раз та "реалия", которая в учебники "национальной истории" не впишется, а будет прозябать в качестве альтернативного взгляда...
Да ведь?
Offline
Profile CONTACT 
edem Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3246
Дата регистрации:
15.ноября.2005
PostIcon Отправлено: 16 мая 2006, 09:22 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Респект Уважаемый Алатар :)
Offline
Profile CONTACT 
Алатар Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 11320
Дата регистрации:
15.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 мая 2006, 02:53 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
И Вам - Уважение, Респектабельный Эдем!
Хотя обидно за учебники... :)
Offline
Profile CONTACT 
edem Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3246
Дата регистрации:
15.ноября.2005
PostIcon Отправлено: 17 мая 2006, 10:20 Skip to the previous post in this topic.  Ignore posts   QUOTE

(Алатар @ 17 мая 2006, 02:53)
QUOTE
И Вам - Уважение, Респектабельный Эдем!
Хотя обидно за учебники... :)


Ничего - кто-то же должен начать ломать представление - а учебники потом напишутся!
Offline
Profile CONTACT 
9 ответов, начиная с 10 мая 2006, 01:08 < Предыдущая тема | Следующая тема >

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]


 
reply to topic new topic new poll
 
Паллашу / Знакомства:
Хăй çулне палăртман каччă 31-40 çулхи хĕрпе паллашасшăн. Кĕскен: 172 см, 72 кг, Кăшт кăна çутăрах. çӳçлĕ.

Хăвăн анкетуна та хушма пултаратăн!

Çанталăк çинчен:
Шупашкарта халĕ уяр çанталăк, атмосфера пусăмĕ 748 - 750 мм, 7 - 9 градус ăшă.
Тĕплĕнрех
Кун кĕнекисенче / В Дневниках
С каких же пор казанские чуваши стали татарами? (13) NEW
Атнер тени мӗн тени? (29) NEW
«Пуян» майрасем (1) NEW
Елена Енькка (4)
Ещё раз о проблемах чувашей в РБ и об отношении к ним чиновников (15)
Чӑваш гимнӗ пирки (8)
Моя встреча с горномарийским чудом (1)
Крах суваризма (9)
Ҫӗр чӑмӑрӗн философӗ (1)
Пурҫӑн ҫул ралли (3)
Фотогалерея
RUХыпарсем

» Быстрый ответ Имелпуç / Малое Русаково
Кнопки iB кода

Вы отправляете как:

Вы хотите добавить Вашу подпись для этого сообщения?
Вы хотите использовать смайлики в этом сообщении?
Подписаться на эту тему
Посмотреть все самйлики
Посмотреть iB коды



peter.chuvash.eu