Чăваш халăх канашлăвĕ. Чăваш чĕлхи. Халăх историйĕ. Пултарулăхĕ
Forum index Chuvash site Search Members Help
Чăваш халăх канашлăвĕ
 

» Добро пожаловать, Гость
[ Вход :: Регистрация ]

Page 1 of 212>>

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]

reply to topic new topic new poll
Тема: Чăваш ялĕсем, Перепись чувашских сел и деревень< Предыдущая тема | Следующая тема >
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 17:35  Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Давайте соберем в этой теме информацию по чувашским селам и деревням, расположенным в разных регионах России. Получится что-то вроде распределенного проекта по переписи чувашских сел :)

Обязательно указывать местоположение деревни на on-line картах!
http://www.uriit.ru/gns/about.jsp
http://www.google.com/Top....2%D1%8B
http://nakarte.rambler.ru/

Шаблон анкеты:
1. Название деревни на чувашском и русском языках. Происхождение названий.
2. Структура населения по этническому составу, напр. чувашско-мишарское село с преобладающим чувашским населением
3. Структура населения по возрастному составу, напр. средний возраст населения более 60 лет.
4. Социальные объекты: школа (есть ли компьютеры, Интернет), библиотека (простая или модельная), детский сад.
5. Используемые в быту языки, например, чувашский, русский.
6. Географическое местоположение и значимые ориентиры, например, около р. Свияги, , в 4-х км. проходит автомагистрали Казань-Ульяновск, ж/д. станция в 7 км. и т.п.
7. Примерная численность. Хотя бы указывайте крупное село, обычная деревня, маленький хутор.
8. Преподается ли чувашский язык. ФИО и контактные данные учителя.
9. Религиозные верования.
10. Традиционные праздники.
11. ...


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 17:36 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Кӳлпуç ялĕ (д. Малые Меми, Кайбицкий район Татарстана). Чувашское название от местоположения деревни – на берегу крупного озера. Русское название от русского села – Большие Меми, которое находится по другой берег Свияги.
Все чуваши. Есть смешанные браки, но у детей от этих браков чувашский язык является родным. При отъезде в города (Волжск, Казань) постепенно обруссевают.
Село стареет. В один год на одного родившегося пришлось десять умерших. В школе учеников становится все меньше (классы по 6 человек), хотя в 60-70 гг. детей было много (три параллельных класса по 40 человек, но в школу раньше ходили еще и дети из соседних русских сел. Этих сел теперь нет, или живут одни старушки).
Есть средняя школа с компьютерным классом и Интернетом. Преподается чувашский язык. Учительница чувашского языка - Киселева Юлия Аркадьевна.
Библиотека при клубе, простая. Детский сад.
В быту раньше использовался только чувашский, но сейчас под влиянием того, что все знают русский язык, а приезжие из городов чувашский знают плохо, то все чаще начинают использовать и русский (особенно в смешанных семьях).
Географическое положение очень удобное. В 4 км. автострада Казань-Ульяновск, в 7 км. ж/д станция Куланга на линии Казань-Ульяновск, в 3-х км. протекает река Свияга, деревня находится на берегу большого озера. В 2-х км. сосновый бор и лиственные смешанные леса. Почва – чернозем. Местность ровная.
Деревня по размерам средняя.
Слышал, что до еще до советских времен деревня не крещенной. Сейчас все в православии. По крайней мере, на кладбище только у моего азатте стоит юпа, у всех похороненных на могиле стоит православный крест.
Мои азатте и азанне родом из чувашской деревни Тенеево (чувашского названия не знаю), что в Янтиковском районе Чувашии, на границе с Татарстаном.
По словам мамы Кӳлпуç, Илменпуç (Малое Русаково, Кайбицкий район Татарстана) и Тенеево – это виççе тĕнĕ кĕмен чăваш яллисем. Поскольку тĕнĕ кĕнĕ чăвашсем и тĕнĕ кĕмен чăвашсем сторонились друг друга, а у чуваш раньше были запрещены браки между жителями одной деревни, то высоко было количество браков именно между этими тремя селами (у моего кукаçи из Чĕркĕн есть сестры и в Кӳлпуç, так что браки между крещенными и не крещенными тоже были :) ).
Ни Çимĕк, ни Удӳк, никаких других чувашских праздников не празднуют. Мазар çине каяçе на Троицу, которая проходит в следующее после Çимĕк воскресенье. Так что мы успеваем и в Чĕркĕн предков помянуть, и в Кӳлпуç.
На праздники варят сăра.
В двух километрах есть хутор Малалла (Кайбицкий район Татарстана), который образовался в советское время из чуваш, переселившихся из Кӳлпуç.
В трех километрах – татаро-чувашская Акуçа яле (дер. Азбаба, Апастовский район Татарстана).


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 17:36 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Чĕркĕн ялĕ (д. Табар-Черки, Апастовский район Татарстана). Название деревни видимо от татарского слова комар и названия протекающей через деревню речки – Табар (Табарка). Соседнюю татарскую деревню (д. Починки-Енаево) чуваши называют Тутар Чĕркĕнĕ, а соседнее бывшее крупное русское село (д. Тюбяк-Черки) в котором до советского периода была церковь и школа – Вырăс Чĕркĕнĕ. Сейчас в д. Тюбяк-Черки живут в основном русские старушки и чуваши, когда-то переселившиеся в эту деревню из Чĕркĕн.
Деревня чувашско-татарская. Большинство чуваши. У многих татар и чуваш в деревне в предках есть и чуваши, и татары, т.к. бывают смешанные браки (и внебрачные дети :) ).
Татары и чуваши в деревне общаются между собой на чувашском, хотя большинство чуваш в той или иной степени владеют татарским.
Получает распространение и русский язык, но в меньшей степени чем в Кӳлпуç.
Есть средняя школа с компьютерным классом.
Преподается чувашский язык. Учитель чувашского языка - Волков Валерий Иванович.
Все чуваши – православные, но празднуется и Çимĕк, в конце которого старшее поколение встает в хоровод и поет песню Çимĕк юрри. Молодежь в хороводе не участвует, не хочет.

Тамар аппа рассказала, как ежегодно проводится чӳк (у нас этот обычай называют удӳк/учӳк) в нашей Чĕркĕн ялĕ (я сам к сожалению ни разу не участвовал в чӳк, но в этом году постараюсь принять участие).

Чӳк проводится в день Çимĕк (четверг перед Троицей). Днем, после çимĕк, молодежь во главе со старшим собирают по деревне продукты (яйца, крупы, муку) для чӳк потти. Баранов для чӳк дают сами жители деревни. Причины здесь могут быть разные: семьи, в которых есть больные, просят выздоровления для них, семьи, в которых случилось несчастье, просят отвести от них беду, барана могут дать и семьи, построившие дом, чтобы у них все было благополучно.

Если лето «сухое», то в этот же день Маша аппа варит çумăр потти на берегу речки Табарки для того, чтобы попросить у Турă дождя. Там же она читает молитву. У çумăр потти собираются дети, вместе кушают. Затем дети друг друга обливают водой (шивпа сапăшаçĕ).

Место у тип çирма (в 2-х км. от деревни), где проводится чӳк, также называется чӳк. Там, çирма аякинче, растет большой старый юман (дуб). Барана разделывают около этого дуба. Шкуры баранов вешают на ветки дуба.
Люди подходят к дубу и обнимают его с просьбой дать им сил (вый ыйтаçе).
В большом котле варят мясо баранов и чӳк потти. Народ рассаживается кругом (çавăрмак). Человек, который варил чӳк потти, раздает всем мясо.
В эту же ночь на чӳк люди встают в хоровод, поют çимĕк юрри, пляшут под гармонь, такмаксем юрлаççе. Чӳк заканчивается к рассвету.

В деревне есть и Керемет, но там никто ритуалы не проводит :)
На праздники люди варят сăра.
Местность холмистая.
Деревня по размерам средняя, растет.


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 19:41 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Хорошо бы найти подробные данные переписи за 2002 г. по регионам проживания чуваш. Чтобы сразу можно было бы посмотреть в каких районах конкретного региона есть чувашские села, сколько в них живет чуваш. Создали бы портрет каждого села по разным критериям: возрастная структура, владение языками, уровень образования и т.д.
Я попробовал искать по сайтам, ссылки на которые нашел в http://ru.wikipedia.org/wiki....A%D0%B0
Неудачно. Может у Вас получится? :)

Создали бы CRM базу. На основе этой базы можно и коммерческие проекты запускать :).

Хорошо бы также создать CRM базу по чувашскому бизнесу для фандрайзинга. А то иногда деньги ЭШТ уходят впустую. Например, мой двоюродный дядя построил в нашей деревне молельный дом. Около 1 млн. рублей на это у него ушло. В этом году на Çимĕк было открытие.
ЭШТ, лучше бы он эти деньги потратил на развитие Чăваштет, на покупку компьютеров для молодежи нашей деревни, для создания Интрасети внутри деревни с выходом в Интернет, на компьютерные курсы по веб-программированию. Как говорится: «добрый дал бедному рыбу, а мудрый дал удочку». Халăх бы подзаработал и через некоторое время не просто молельный дом, а церковь бы все вместе отстроили, действуя, исходя из принципов ниме и парнеле!


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Алатар Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 11320
Дата регистрации:
15.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 21:31 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Хорошую вы идею с "переписью и современным состоянием чувашских поселений" заварили, Igruk...

А где Вы-то были, когда дядя Ваш "рыбу" осваивал?
Offline
Profile CONTACT 
Admin Search for posts by this member.
Главный администратор
Avatar



Группа:
Super Administrators
Сообщений: 8008
Дата регистрации:
05.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 21:43 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
По чувашским селам у меня емть, а вот по остальным полный нуль. Игрук, может сразу будешь заносить все это на chuvash.org?

На чувашском языке пока у меня получается так:
http://cv.wikipedia.org/wiki....5%D0%BC

В Википедию я заношу только те деревни, откуда вышли известные люди (писатели, поэты, спортмены и т.п.)


Отредактировано Admin в 17 декабря 2005, 21:46

--------------
http://chuvash.org - Чăваш халăх сайчě
http://cv.wikipedia.org - Чăваш Википеди
http://yumah.ru - Чăваш халăхěн пултарулăхě
Offline
Profile CONTACT WEB 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 22:07 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Да конечно, именно на вики и надо закидывать эти статьи.

--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 17 декабря 2005, 22:19 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

(Алатар @ 17 декабря 2005, 21:31)
QUOTE
Хорошую вы идею с "переписью и современным состоянием чувашских поселений" заварили, Igruk...

А где Вы-то были, когда дядя Ваш "рыбу" осваивал?


Глупый был, форумов CHUVASH.org тогда не было. Негде было мозгами "штормить"

--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Chavash Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 2208
Дата регистрации:
10.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 24 декабря 2005, 22:44 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
В книге Крюгера Chuvash Manual есть тоже список чувашских населенных пунктов и их геогр широта и долгота. Это пока находится по след. ссылке.
http://f1.grp.yahoofs.com/v1....one.txt

Там в самом низу есть такой параграф "GAZETTEER OF CHUVASHIA"


Отредактировано Admin в 25 декабря 2005, 12:44
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 09:49 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Закачал на подкаст http://igruk.russianpodcasting.ru/ первый фрагмент из интервью, которое я взял у своего азатте 29 января 2002 г. в Кӳлпуç ялĕ. Интервью записывалось с помощью обычного магнитофона со встроенным микрофоном (тогда у меня компа и диктофона еще не было :), так что качество соответствующее). Вчера стал слушать кассету с интервью на музыкальном центре и пришла идея, приложив микрофон компьютера к динамикам музыкального центра, оцифровать интервью. А когда интервью оцифровал (получилcя MP3 файл размером в 20 Mb при качестве 32 кбит/сек), то решил его отредактировать (удалил повторы и паузы) и выложить на подкастинг.

В интервью содержится много интересной информации. Хорошо бы его транскрибировать
transcribe 1) переписывать 2) цитировать 3) считывать генетический код 4) расшифровывать стенографическую запись 5) а) транслитерировать, записывать другим алфавитом б) транскрибировать 6) записывать на аудиопленку; передавать по радио 7) аранжировать

но это требует много времени и  грамматических ошибок будет слишком много… Хотя можно при транскрибировании сразу переводить на русский язык…

Ладно, сегодня задача максимум досканировать 40 000 – ый словарь Скворцова. Хочу также написать и выложить свою рефлексию всей нашей сетевой деятельности за 2005 г., так что не до транскрибирования.

Интервью шло преимущественно на чувашском языке (о моем знании родного языка Вы можете судить как по этому интервью :) ).
Файл довольно большой, около 4 Mb, поэтому рекомендую использовать FlashGet http://www.amazesoft.com или схожую прогу для закачки.


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 11:14 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Я уже говорил, что в Илменпуç (дер. М. Русаково Кайбицкого р/на РТ) живут некрещеные чуваши, у которых до революции были мусульманские имена и фамилии. Азатте говорит, что некрещеные чуваши жили и в деревнях Шигали (видимо относится к Урмарскому району ЧР, т.к. на карте Кайбицкого района я этой деревни не нашел), Тябердино Кайбицкого района РТ (на карте указаны две деревни: Бол. Тябердино и Стар. Тябердино, какое из них имел ввиду азатте я не знаю). А мама сказала, что Тябердино - это деревня кряшен (крещенных татар).

Про Шигали и Тябердино мне ничего не известно. Вот что нашел Google
Из Татарской энциклопедии (1-й том):
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
БОЛЬШОЕ ТЯБЕРДИНО (Олы Тђрбит)
Село в Кайбицком р-не, на р. Кубня, в 38 км к Ю.-З. от с. Б.Кайбицы. На 2000 - 586 жит. (татары). Полеводство, мол. скот-во, свин-во. Нач. школа, дом культуры, б-ка. Осн. в 17 в. В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В нач. 20 в. в Б.Т. функционировали Троицкая церковь, 2 церковно-приходские школы, вод. мельница, 2 крупообдирки, 2 мелочные лавки; по вторникам проходил базар. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1911 дес. До 1920 село входило в Кошелеевскую вол. Цивильского у. Казанской губ. В 1920-21 находилось в составе Чувашской авт. области. С 1921 в Свияжском кантоне ТАССР. С 14.2.1927 в Ульянковском, с 1.8.1927 в Кайбицком, с 19.2.1944 в Подберезинском, с 14.5.1956 в Кайбицком, с 1.2.1963 в Буинском, с 4.3.1964 в Апастовском, с 19.4.1991 в Кайбицком р-нах. Число жит.: в 1782 - 205 душ муж. пола; в 1859 - 542, в 1897 - 901, в 1908 - 1062, в 1920 - 1124, в 1926 - 1237, в 1938 - 1225, в 1949 - 883, в 1958 - 769, в 1970 - 869, в 1989 - 569 чел.

http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_b/b226.htm
А Татющинский район ТАССР в 1922 г. где находился? Храмов Александр Тихонович
Доцент, кандидат философских наук. Родился в апреле 1922 года в д. Шигали Татющенского района Татарской АССР (Россия). В 1942 году окончил физико-математический факультет Астраханского педагогического института. В 1949-1951 гг. прошёл обучение в аспирантуре института философии АН БССР. С 1952 по 1959 год работал старшим преподавателем общественно-политических кафедр Гродненского педагогического института. С 1954 по 1959 год работал деканом физико-математического факультета. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Ленинско-сталинская теория культурной революции". Основное направление научных исследований - теоретические проблемы марксизма-ленинизма. Преподавал философию, политэкономию и др. дисциплины.
http://mf.grsu.by/MF/Fakultet/hist_fak_/P/P28

Около дер. Шигали Урмарского района обнаружены мусульманские надгробные памятники В наши дни надгробные памятники прошлых лет сохранились в Батыревском районе в селе Тойси, у деревни Яншихово, в Комсомольском районе на территории кирпичного завода села Новочелны-Сюрбеево, в Урмарском районе у сел Ковали и Старые Шигали
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/4051/4056/4073

Из урмарской районной газеты "Шигали" хуçалăхăн комбайнерĕсем В.Григорьев, П.Гафитуллин "Енисей" комбайнсемпе 7248 тата 5538 центнер çапса илнĕ
http://gov.cap.ru/list2....d=24630

Посмотрите на имена и фамилии жителей Ст. Тябердино Школа носит имя одного из своих выпускников - Героя Советского Союза Михаила Кузьмина. На праздник в родную школу приехали доктора медицинских наук, профессоры КГМА братья Микусевы Иван Егорович и Юрий Егорович, народная артистка РТ Елена Бичарина, заслуженная артистка РТ Лидия Ахметова
http://molkeevo.kazan.ws/cgi-bin....ws=2440

Интересная статья, но я пока не понял её Ранний монотеизм в аграрном "языческом" ритуале
татаро-чувашского межэтнического пограничья

"Бывают странные сближенья…"
А. С. Пушкин

Многие религиоведы с философской подготовкой отрицают применимость категории "монотеизм" к конфессио-культурным явлениям до Ветхого завета. Между тем, практически всё, что принимало канонический вид, имело традиционно-бытовое предшествие. И древние типы верований могут повторяться в развитых религиях, стадиально предшествуя им. Автор ограниченно использует устаревший термин "язычество" (которым обычно переводится параллельно существующее в Средневолжье и Приуралье на разных языках любопытное понятие "некрещенство").

Действительно, к рассматриваемой ситуации в чувашском и соседнем татарском "некрещенстве" неприложимы ни понятие "политеизм" (многобожие), ни даже "(г)енотеизм" (главнобожие). Традиционные верования чувашей описывает, насколько удалось проследить, не модель "верховный бог - боги" (живущие на небе и сочетающиеся функциями), а, скорее, модель "бог - духи". У татароязычных же "язычников" схема мироосмысления аналогична, но ещё более проста.

В средневолжском "язычестве", или "некрещенстве", выделяется тюркское "пережиточно-тенгрианские" конфессиональное состояние и обрядовая практика у части чувашей границы Чувашии и Ульяновской обл., а также совсем уже немногочисленных татароязычных нехристиан в среде кряшен правобережного Кайбицкого (образован 19 апреля 1991 г.) р-на Татарстана.

Чуваши

Татарским языком здесь хорошо владеют многие чуваши, а татары-кряшены понимают чувашскую речь. И, по принципу родного языка, этноним "татары" (в отличие от части кряшен в левобережье и многих "низовых" нагайбаков Южноуралья) здесь прилагают к себе практически все (независимо от трёх вероисповеданий), и какой-либо политизации в самосознании здешних татароязычных жителей не наблюдается.

Для татар-православных, составляющих до 15% населения указанного района, автором предложено название "кайбúцкие кряшены" (ранее, в литературе, "молькеевские", или "подберёзинские"). Но следует учитывать, что субэтноним "кайбúцкие кряшены" конфессионально двусоставной. Местный кряшенский диалект и фольклор характерны и для кряшен, сложившихся в православной традиции и для т. н. "некрещёных кряшен" ("чукынмаган корэшеннэр"). Это до 200 чел. в с. Ст. Тябердино (Иске-Тярбит) с выселкой с. Камылово Кайбицкого р-на.

В этноконфессиональном отношении дуалистично и соседнее население, чуваши-анатри. Помимо православных и вместе с ними, в 7-и приграничных сёлах здесь проживают 5-6 тыс. чел., тоже именуемых и именующихся "некрещёными" ("тêнекêмен").

Более того, возник особый подтип верований в близлежащих (до 20-и км) и по традиции "взаимобрачных" чувашском с. Байбахтино (иначе – Трёх-Изба, Виш-Пюрт) Комсомольского р-на Чувашии и сс. Ст. Тябердино и Камылово.

Такую "свою" веру эти соседние этноконфессиогруппы считают "главной" и "исконной", первенствующей перед православием и исламом. Хотя на практике она оказывается синкретичной, обнаруживает и древние истоки, и явное влияние соседних мировых религий.

Основу её составляет образ верховного бога, тат. "Аллá", чув. "Турá". На уровне низших образов поклонения повсюду прослеживается культ "киреметей" и особенности ритуалов (между Тябердиным и Камыловым – сосна "кирэмэт агаш" и "этэч тибэгэ" – укромное место для принесение в жертву домашней птицы).

В качестве стимула такого "стихийного единобожия" учёные рассматривают соседнее исламское влияние (Д. Месарош из Венгрии, его полевые исследования в Средневолжье на рубеже XIX-XX вв.). Но монотеистические тенденции очевидны в общетюркском древнем "тенгрийстве" (С. Г. Кляшторный), или "тенгрианстве" (Л. Н. Гумилёв, О. О. Сулейменов, Р. Н. Безертинов).

Вплоть до того, что "монотеизм тенгрианства" (как допустимое внеисламское единобожие - "таухид") был признан отдельными видными руководителями мусульманства в России (Т. С. Таджуддин, его выступления в прессе в 1997-98 гг.).

Название верховного бога, чув. "Турá", явно соотносится с др.-тюрк. и монг. "Тенгри" в том же значении. На диалекте кайбúцких кряшен "тэре" – "икона, образ" (у их собратьев в левобережье, как и в лит. яз. – "крест"). Да и сам топоним "Тябердино" произошёл от похороненного здесь же, жившего в нач. XYI в. богатыря Тянгри-берды.

В чувашских 7-и "некрещенских" селениях, в татароязычных сс. Ст. Тябердино и Камылово сохранился поминальный обряд общественной "большой свечи" ("аслâ çурда", "зур шам"). Для чего совместно создаётся из домашнего воска массивная и рукотворная, спирально закрученная свеча, которую зажигают и в течение ночи "раскручивают" (тат. "шамны яндыру, эйлэндеру").

Следует сопоставить с известной (нач. XX в.) марийской, вновь энергично проявившейся в современной Мари Эл, "языческой", (г)енотеистической сектой "кугу сорта" (тоже "большая свеча" как символ общности единоверцев). Можно обоснованно утверждать о "средне-волжском круге" культур и верований, сложившихся в условиях аграрного ХКТ, под булгарским влиянием (булг. "сорта, сурда, шурда" – "свеча", кыпч. однокоренное "джарúт, жарыт / ярúт" – "луч", "свет"). У татароязычных "чукынмаган" бытует, как можно было убедиться, иное слово, диал. "шам" (лит. яз. "шэм" – "свеча"), совпадающее, кстати, в персидском и калмыцком языках.

Интерес представляет и второй прослеженный, ключевой в "некрещенской" ареальной подобщности "Тябердино - Байбахтино" ритуал. Это "курман-байрам в день св. Петра и Павла", т.е. 12 июля ежегодно. Пожертвовав накануне "белое" животное или птицу (гусь, барашек) в этих двух местностях трое старейшин с блюдами в руках, буханкой ржаного хлеба новой выпечки встречали солнечный луч молитвой (текст, на двух языках, удалось записать): "О, Тура (Алла), свет Природы (иначе – "окружающий мир, всё вокруг") и наш кормилец, не оставь нас милостью впредь!"

В полном виде такой утренний аграрный ритуал не отмечен в других, кроме Байбахтина, чуваш. сёлах "тêнекêмен". Хотя в фрагментарном виде отдельные его компоненты (старцы-руководители обряда; блюдо; хлеб или каша; белое животное или птица) встречаются или отмечались ранее (Д. Месарош).

Но в татароязычной общности совершенно идентичные обряды отмечались также и в среде кряшен левобережья – Чистопольском уезде (II-ая пол. XIX в.), Лаишевском (1910-12 гг.), Елабужском (полевые данные автора, 1993-99 гг.). Более того, почти точное соответствие (строевой праздник – "курман на Петраý") имелось у казаков-тюрок, нагайбаков (христиан из татар, менее калмыков, а также немногих мусульман – в челябинском Южноуралье), существовало до 20-х гг. XX в., с попыткой возродить его в 1990-х гг.

Пространственный "разрыв" ритуала прежде наверняка отсутствовал. И проявляется ныне, когда до деталей совпадают ритуалы в очень отдалённых пространственных точках. И возникает ситуация наподобие "круга магического камня "ядá / джадá" (С. Е. Малов) в самых различных пунктах нынешнего тюркского мира – от мест проживания реальных тюрок-шаманистов до ареалов, вполне мусульманских или православных.

Таким образом, материал приграничья правобережного Татарстана и Чувашии, Ульяновской области позволяет рассмотреть вероисповедную ситуацию как любопытную и многообразную (в т. ч. в (суб)этнокультурном отношении) – в плане сохранения древних верований и многоуровнего синкретизма мировых религий с ним и между собою, следов взаимодействия древнетюркских (в т. ч. волжских булгар), кыпчакско-тюркских и финно-угорских народов. В рассматриваемом здесь специально небольшом араеле соседство с чувашами "подкрепляло" необычное татаро-кряшенское "некрещенство" (!), способствовало его сохранению. А обратное влияние родственников и соседней, "некрещёных" татар, способствовало применению среди чувашей ритуала, характерного ранее для правобережного Татарстана и (через переселенцев-нагайбаков) вплоть до Южного Приуралья.

Викторин Виктор Михайлович (г. Астрахань, Администрация Губернатора области)
Подготовлено на основе доклада на VI Конгрессе этнографов и антропологов России "Этнокультурные взаимодействия в Евразии" (20 июня-2 июля 2005 г., г. Санкт-Петербург – пос. Репино).

Разные аспекты проблемы в этноконфессиональном, историко-религиоведческом и структурно-этническом ракурсе были освещены автором ранее, см. более подробно:

Викторин В. М. Этноконфессиональные реликты-совпадения в татароязычной общности ("Курман-байрам" на Петров день у тенгриан, кряшен и нагайбаков). – В сб.: Этническое единство и специфика культур Матер. I-х Санкт-Петербург. этнографич. чтений. СПб.: [Росс. этнографич. музей]. 2002 – С. 86-89.

Викторин В. М. Сезонно-ритуальные "схождения" у татароязычных этногрупп от правобережья Волги до Южного Урала (тенгриане, кряшены и нагайбаки). – В сб.: Этнос – культура – человек. Матер. М/н науч. конф. к 60-летию проф. В.Е.Владыкина. Ижевск: Изд-во «АНК». 2003 – С. 95-99.

Викторин В. М. Этноконфессионально-специфические группы в структуре этносов на рубежах Евразии (монотеизм – рецепция и связь верований – соотношение общин). – В сб.: Россия и Восток: проблемы взаимовлияния. Матер. VI-ой М/н конф. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2003 – С. 155-166.
http://www.evrazia.org/modules....id=2596

Если посмотреть на список деревень Кайбицкого района РТ, то дер. Шигали в этом списке нет http://postindex.otrok.ru/16/40.html

Сайт кряшенской деревни Молькеево Кайбицкого района РТ http://molkeevo.kazan.ws/


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
CRadio Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 2969
Дата регистрации:
09.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 11:41 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
не в тему, но, Igruk может разложишь слово Юрбаш (ербаш), одноименная речка протекает у нашей деревни,насколько я  понимаю слово не чувашское и состоит из 2х корней Юр - снег, баш- ? такого слова в чувашском языке я не знаю...

--------------
www.chuvashia.narod.ru
Offline
Profile CONTACT 
havas-аппа Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3025
Дата регистрации:
09.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 12:07 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
БАШ вообще-то "голова" во многих тюркских языках, в том числе и татарском...

--------------
Чăвашла лайăх пěлместěп, çавăнпа начар çырап.
Кам тӳрлетет мана - тавтапуç.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 12:34 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
В чувашских 7-и "некрещенских" селениях
http://www.evrazia.org/modules....id=2596
Из этих 7 тĕне кĕмен чăваш яллисем я знаю Теней (Тенеево Янтиковского района ЧР), Шигали (Урмарский район ЧР), Илменпуç (Малое Русаково Кайбицкого района РТ), под вопросом Кӳлпуç (Малые Меми Кайбицкого района РТ) и Акуçа (Азбаба Апастовского района РТ). После 1 января поеду в Кӳлпуç и попробую взять интервью у азанне. Она должна знать. Про намогильные плиты тоже надо будет спросить.


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 31 декабря 2005, 15:15 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Для заполнения нашей базы чувашских сел и деревень можно воспользоваться Татарской энциклопедией в которой перечислены и кратко охарактеризованы нас. пункты в Татарстане http://www.ite.antat.ru/articles/nasel_alfavit.html

--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 06 января 2006, 19:15 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Чувашские селения в Самарской области по данным переписи 1989 г http://www.ssu.samara.ru/~povolzje/chuvashi_ObshSam_f.htm
Общая информация http://www.ssu.samara.ru/~povolzje/chuvashi_soderg.htm


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Igruk Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 3958
Дата регистрации:
16.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 16 ноября 2006, 10:04 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
Задумался о том, как правильно писать название нашей деревни. Если озеро чăвашла будет
QUOTE
кӳлĕ 1. озеро || озерный; вăрман кӳлĕли лесное озеро; тăварсăр кӳлĕĕ пресноводное озеро; чавса тунă кӳлĕĕсем искусственные озера; юшкăнлă кӳлĕĕ тинистое озеро; кӳлĕĕ пулли озĕрная рыба; кӳлĕĕ хĕрринчи поселок приозерный поселок 2. перен. море (о большом количестве чего-л.); чечек кӳлĕли море цветов
то название должно быть Кӳлĕпуç, а не Кӳлпуç, как я раньше писал...


--------------
Сувары.рф — научно-информационный сайт о суваро-булгарах. Товары и услуги партнёров сайта.
Offline
Profile CONTACT 
Admin Search for posts by this member.
Главный администратор
Avatar



Группа:
Super Administrators
Сообщений: 8008
Дата регистрации:
05.сентября.2005
PostIcon Отправлено: 16 ноября 2006, 10:25 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE
ЭШТ Кӳлпуç тĕрĕсрех. Çынсем кĕскетме питĕ юратаççĕ. «Кӳлĕ пуçĕ» (тĕрĕсрех çапла каланă пулĕ малтан) теме вĕсене питĕ йывăр та... вĕсем ăна Кӳлпуç таран кĕскетсе калаççĕ.

Чи йывăр тĕслĕхсене илсе кăтартмăп:
Виçпӳрт (сан шухăшупа килĕшӳллĕн вара Виçĕпӳрт тесе çырмалла..)
Тăватпӳрт (« Тăватăпӳрт)

Тĕрĕссипе каласан — йывăрри мар пулĕ... Калаçура çăпла каланипе вĕсем пулаççĕ. Калаçура Виçĕ пӳрт темеççĕ-çке — Виç пӳрт теççĕ.


--------------
http://chuvash.org - Чăваш халăх сайчě
http://cv.wikipedia.org - Чăваш Википеди
http://yumah.ru - Чăваш халăхěн пултарулăхě
Offline
Profile CONTACT WEB 
Alina Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 1050
Дата регистрации:
24.мая.2006
PostIcon Отправлено: 16 ноября 2006, 12:24 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

(havas-аппа @ 31 декабря 2005, 12:07)
QUOTE
БАШ вообще-то "голова" во многих тюркских языках, в том числе и татарском...

Ербаш - мар.ер"озеро"+ баш "начало; голова"= "деревня, находящаяся в начале озера"
Offline
Profile CONTACT 
G123 Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Members
Сообщений: 399
Дата регистрации:
17.марта.2006
PostIcon Отправлено: 16 ноября 2006, 14:39 Skip to the previous post in this topic.  Ignore posts   QUOTE
Недавно выпустили энциклопедию Яльчикского района Чувашии. Она включает историю всех сел и деревень. Думаю, достаточно позвонить в администрацию и договориться о покупке (возможно, даже об электронной версии). Во всяком случае, они распространяли книгу.
Offline
Profile CONTACT 
22 ответов, начиная с 17 декабря 2005, 17:35 < Предыдущая тема | Следующая тема >

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]


Page 1 of 212>>
reply to topic new topic new poll
 
Паллашу / Знакомства:
Хăй çулне палăртман каччă 31-40 çулхи хĕрпе паллашасшăн. Кĕскен: 172 см, 72 кг.

Хăвăн анкетуна та хушма пултаратăн!

Çанталăк çинчен:
Шупашкарта халĕ уяр çанталăк, атмосфера пусăмĕ 748 - 750 мм, 7 - 9 градус ăшă.
Тĕплĕнрех
Кун кĕнекисенче / В Дневниках
С каких же пор казанские чуваши стали татарами? (14) NEW
Атнер тени мӗн тени? (29) NEW
«Пуян» майрасем (1) NEW
Елена Енькка (4)
Ещё раз о проблемах чувашей в РБ и об отношении к ним чиновников (15)
Чӑваш гимнӗ пирки (8)
Моя встреча с горномарийским чудом (1)
Крах суваризма (9)
Ҫӗр чӑмӑрӗн философӗ (1)
Пурҫӑн ҫул ралли (3)
Фотогалерея
RUХыпарсем

» Быстрый ответ Чăваш ялĕсем
Кнопки iB кода

Вы отправляете как:

Вы хотите добавить Вашу подпись для этого сообщения?
Вы хотите использовать смайлики в этом сообщении?
Подписаться на эту тему
Посмотреть все самйлики
Посмотреть iB коды



peter.chuvash.eu